Управление запасами как точная наука (продолжение). П.Л. Ваньян, журнал "Склад и техника", февраль 2009
28.02.2009 14:14

В предыдущей статье (№ 1, январь 2009 года) мы рассмотрели теоретические основы  оптимизации товарного запаса предприятия с помощью программы «Инвентор». В предлагаемой статье мы остановимся на практических трудностях внедрения автоматизированной системы управления запасом (УЗ), а также рассмотрим дополнительные возможности, открывающиеся перед компанией, обладающей современной системой УЗ.

Внедрение новых технологий всегда сопровождается определенными как объективными, так и субъективными, трудностями. В оптимизации запасов содержится большой экономический потенциал, но в то же время внедрение «продвинутой» программы весьма трудоемко. О некоторых  специфических трудностях внедрения системы УЗ мы поговорим ниже. Как и в любом IT-внедрении, преодолеть «подводные камни» внедрения можно только при полном взаимодействии и взаимопонимании между поставщиком решения и клиентом.

Для внедрения системы «Инвентор», прежде всего, необходимы корректные данные по движению товара в компании. Любая автоматизированная система управления критична к ошибкам, внесенным при вводе первичной информации. Оптимизационные системы, управляющие моментом и объемом закупки, вдвойне критичны к качеству исходных данных. Поэтому у себя в компании мы не жалеем сил и времени на вычищение исходных данных, их корректировку и пересчет. Одной из «болевых точек» при автоматизации системы УЗ является не слишком достоверная внутрифирменная статистика. Достаточно давно работая в консалтинге, мы поняли, что добиваться от заказчика каких-то обобщенных агрегированных данных, тем более, переработанных - бессмысленно. Сотрудники заказчика заняты решением текущих задач управления компанией, а масса вопросов, требующих разрешения при  внедрении системы, остаются без внимания. Заказчик справедливо полагает, что он на то и привлекает консультантов, чтобы они решали, а не создавали дополнительные «проблемы». Поэтому в компании «Инвентор Софт», заведомо отказавшись от попыток получить «готовые» зависимости, мы просим предоставить нам первичные данные за максимальный период. В результате мы получаем огромные массивы транзакций - гигабайты детальной информации о товародвижении в компании. Такая информация позволяет достоверно выявить динамику, тренды и сезонность различных характеристик запаса, включая финансовые параметры. Обработка первичной информации проводится сотрудниками «Инвентор Софт». Корректные данные позволяют системе «Инвентор» дать статистически достоверный прогноз вероятностных характеристик сбыта, ценовых и других финансовых параметров по каждой номенклатурной позиции.

К проблемам субъективного характера при внедрении системы «Инвентор» в основном относится некачественное ведение баз данных на предприятии. Сплошь и рядом приходится сталкиваться с различными несанкционированными корректировками первичных данных. Например, встречается ситуация, когда ошибочно проведенная поставка или ее часть «минусуется» фиктивной отгрузкой. При этом, зачастую, такая транзакция не имеет признака корректировки и с точки зрения анализа продаж такая отгрузка трудноотличима от реальных продаж. Такая ошибка может внести существенные, иногда в разы, погрешности при восстановлении параметров спроса.

Другим распространенным случаем является некорректное ведение справочников, в частности, справочника товаров. Бывает, что один и тот же товар заносится несколько раз под разными кодами. По названию товара человек ориентируется легко, но программа оперирует кодами и таких возможностей лишена. А бывает, что различный товар заносится на один код, потому что кому-то «так удобнее». Такие проблемы может разрешить только человек, автоматизированная система здесь бессильна.

Кроме субъективных, при внедрении автоматизированной системы УЗ существуют проблемы объективного характера. К ним относится проблема ведения справочника аналогичных товаров, или аналогов. Аналоги - это такие товары, оригинальные коды которых отличаются, но с потребительской точки зрения они одинаковы, например, анальгин, выпущенный на разных заводах. Для потребителя однотипного товара производитель зачастую безразличен, важно лишь то, что это российский препарат, скажем, содержащий 10 мг действующего вещества. Параметры спроса и процедура оптимизации управления товарным запасом должна относиться к аналогу, а не к конкретному SKU (stock keeping unit), объединенному в аналоге. Некорректное ведение справочника аналогов приводит, как правило, к завышению оценки спроса и, в результате, к ошибкам при управлении запасом.

Другая важная задача при автоматизации закупок - это отделение характерных продаж, ради которых, собственно, и делаются складские запасы, от отгрузок нехарактерных. Для нехарактерных отгрузок товар, как правило, доставляется «под заказ» или проходи через склад кросс-докингом, когда заказанные товары не ложатся в складской запас, не продаются пришедшему в случайный момент клиенту, а перегружаются и напрямую идут конкретному покупателю. Управление запасами с помощью системы «Инвентор» обслуживает «выталкивающую» логистику, а работа «под заказ» - это логистика «вытягивающая». Первая имеет место тогда, когда товар складируется и удовлетворяет случайный спрос, но совсем другое дело, если продукция закупается под конкретный заказ. Управление запасом в вытягивающей логистической системе строится совершенно иначе, здесь главный вопрос в том, какова адекватная стоимость, при которой предприятие готово организовывать доставку товара под конкретного клиента. Такая технология в изощренных вероятностных моделях не нуждается. В более сложном случае выталкивающей логистики необходимо отделить «запасаемые» товары от «заказываемых». При автоматизированном разделении приходится учитывать, что заказы могут ждать своего владельца определенное время, а также учитывать обстоятельство, что объем продаж под заказ может отличаться от регулярных продаж со склада масштабом или стоимостью, что характерно, например, для тендерных отгрузок. В системе «Инвентор» по специальным алгоритмам выявляются нехарактерные отгрузки, а складской запас оптимизируется исходя из «правильного» спроса, не учитывающего тендерные поставки или спецзаказы.

Оптимизационная схема программы «Инвентор» базируется на знании характеристик (случайного) спроса. К сожалению, корпоративные информационные системы, в которых бы адекватно фиксировался спрос, практически не встречаются. Поэтому для восстановления спроса из корпоративной информационной системы, приходится использовать характеристики удовлетворенного спроса, т.е. продаж. Если товара, а, следовательно, и отгрузок в какие-то периоды не было, отсутствие продаж в эти дни неинформативно. Для корректного анализа спроса следует устранить эти нулевые продажи из рассмотрения или, как говорят, убрать «нули».

Есть определенные «мировоззренческие» проблемы при взаимодействии с заказчиками при переходе на новые технологии «Инвентор Софт». Существуют «продвинутые» предприятия, которые задумываются об эффективности своего бизнеса. Они уверенно оперируют параметрами типа «уровень сервиса» или «оборачиваемость товарного запаса», классифицируют и группируют его в духе простейшего старомодного АВС-анализа. В результате для разных групп товара (А, В и С) экспертно определяются нормативные параметры: уровень сервиса, оборачиваемость, страховой запас в днях продаж и т.п. Одним словом, такие компании идут в правильном направлении, но дедовскими методами. В системе «Инвентор» мы не делим товары по группам, а рассматриваем весь ассортимент комплексно и для каждой SKU находим оптимальное решение, не задаваясь, например, оборачиваемостью и не пытаясь ее «оптимизировать». Еще раз подчеркнем, что никакое значение коэффициента оборачиваемости целью бизнеса не является, цель - это прибыль, а оборачиваемость - это просто вспомогательный расчетный параметр. Максимальная прибыль для ассортиментной линейки товаров определяется всеми составляющими бизнеса: стоимости хранения,  пополнения,  дефицита, кредитных денег, средств, которые вам предоставил поставщик в виде стоимости кредиторской задолженности, средств, которые вы в свою очередь передали клиенту в виде дебиторской задолженности; стоимости заемных денег и т.п.

Не задаваясь нормативным уровнем сервиса по товарным позициям, для каждой из них мы находим оптимальный параметр управления, определяющий, когда и в каких количествах товар нужно восполнять, заказывать. При этом учитываются все детали бизнес-процесса, включая, например, случайность времени доставки. Программа «Инвентор» решает задачу автоматизации процесса закупки, то есть дает инструмент, который уже не на субъективном уровне, не экспертно, а на основе точного расчета определяет момент и объем закупки.

В компании «Инвентор Софт» мы придерживаемся точки зрения, что человек должен заниматься только трудно формализуемыми вопросами, которые нельзя поручить машине. Он обязан вносить корректировки, которые компьютер сделать не в состоянии. Но то, что можно поручить компьютеру, нужно ему поручить - это наша точка зрения. Соответственно, первостепенная задача - автоматизировать процесс закупки на основе четко сформулированной цели и на базе финансово-экономической оптимизационной модели, т.е. дать закупщику в руки высокотехнологичный инструмент. Другая цель внедрения системы «Инвентор» - это дать руководителю, менеджеру, возможность объективного контроля над ситуацией в закупках. В результате проведения оптимизации системы УЗ наилучшие, т.е. соответствующие оптимуму по прибыли, характеристики запаса (оборачиваемость, уровень сервиса, издержки по типам издержек, объем дефицита, количество поставок за период и т.д.) с помощью программы «Инвентор» рассчитываются для каждого SKU. Например, если для какого-то товара оптимален 95%-ный уровень сервиса, а по факту он окажется равен 99,9%, то это повод задуматься, равно как и в случае отклонения любого параметра, причем как в «худшую», так и в «лучшую» сторону. Для многих специалистов по УЗ такая постановка вопроса кажется ересью, но, опыт подтверждает истину: нельзя добиться оптимума, оптимизируя вспомогательные параметры. Необходимо твердо помнить о цели оптимизации системы УЗ - получении максимальной прибыли!

Подход компании «Инвентор Софт» к постановке и решению задач управления запасами уже сегодня успешно используется на практике. Результаты внедрения не заставляют себя долго ждать. Так, например, в сетевых аптеках уже на этапе апробации системы «Инвентор» количество пополнений сократилось втрое в течение месяца. Это позволило разгрузить распределительный центр сети и высвободить время аптечных работников для более качественного обслуживания покупателей. В той же аптечной сети в течение месяца использования системы  «Инвентор» уровень клиентского сервиса увеличился с 85% до 98%, т.е. процент отказов уменьшился в 7 раз!!! Оборот аптек сети в среднем увеличился на 15%, а чистая прибыль аптеки увеличилась почти вдвое.

 Кроме прямой выгоды использования системы «Инвентор» выяснилось, что аптеки обладают существенным резервом по количеству обслуживаемого ассортимента. Увеличение ассортиментного списка аптек приводит к увеличению оборота аптеки за счет привлечения и удержания новых покупателей, а также повышения их лояльности.

Прекрасные результаты показала апробация система «Инвентор» на оптовом складе  регионального фармацевтического дистрибьютора с оборотом около 200 млн. руб./мес. За счет эффективного управления товарным запасом во время периода апробации, который пришелся на начало финансового кризиса, компании удалось удержать оборот. Складской запас в течение двух месяцев был сокращен более чем на 40%., что дало не только прямую экономию более 800 тыс. руб./мес. на процентах по кредиту, но и позволило сохранить бизнес при стихийном сокращении объема кредитов. При резко сократившемся товарном запасе удалось повысить уровень обслуживания и не допустить дефицита. В результате проведенной с помощью системы «Инвентор» оптимизации управления товарным запасом чистая прибыль компании увеличилась на 60%, что составило 2 млн. руб./мес.!

Опыт показал, что даже приближение к оптимальному решению на начальном этапе внедрения системы «Инвентор» обеспечивает дополнительную прибыль, исчисляемую миллионами рублей в месяц, поэтому система «Инвентор» полностью окупается уже за один-два месяца использования!

Отзыв о системе

За счет внедрения оптимизационной системы управления товарными запасами Inventor компания БаДМ получила следующие финансовые результаты:
- Сокращение товарных запасов на региональных складах компании в размере 20%, при этом есть потенциал к дальнейшему сокращению;
- При этом рост упущенных продаж не превысил запланированного показателя и был в пределах – 0,3%.

Виктор Чичерин
Директор "БаДМ"

Проект стал необходимым шагом для поддержания развития быстро растущего ритейл-направления в бизнесе компании. Успешная реализация проекта оказала прямое влияние на финансовые результаты.

Андрей Ларкин
вице-президент, главный финансовый директор "Билайн"

Мы получили возможность  адекватной и объективной оценки работы отдела снабжения и каждого снабженца в отдельности.

Александр Кнауб
Коммерческий директор "ПЛАНЕТА"

В результате внедрения существенно сократились случаи возникновения дефицита по акционным товарам и значительно снизились излишние запасы на выходе из промо активности.

ПРИЙМАЧЕВ ЭДУАРД
Директор сети PROSTOR